Да, существуют плохие и хорошие вопросы. 24
Примеры плохих вопросов:
- наводящие, направленные на получение согласия («Разве вы не согласны, что качество — важнейший фактор?»); 4
- ленивые, которые просто тратят время собеседника («В какой отрасли вы работаете?», «Это ваша единственная локация?»); 4
- корыстные, создающие впечатление, что больше сосредоточены на собственных интересах, нежели на потребностях клиента («Что вам известно о нашей компании?», «Вы успели ознакомиться с информацией, которую я вам отправил?»); 4
- вопросы с подвохом («Какой вы хотите — синий или красный?», «Если бы я мог показать вам способ сэкономить 25% затрат, вас это заинтересовало бы?»); 4
- агрессивные или враждебные («Разве у вас не было заготовлено плана на случай перебоев?», «Почему вы продолжаете вкладываться в программу, которая не работает?»). 4
Примеры хороших вопросов:
- почему именно вас это беспокоит (вопрос для понимания исходной точки зрения клиента в самом начале); 5
- расскажите, как это произошло, как проблема проявилась; 5
- какие были предпосылки, причины поводы; 5
- каковы последствия этой ситуации; 5
- как проблема решается сейчас; 5
- что самое сложное в решении; 5
- как ещё искали решение; 5
- что ещё вы пытались сделать; 5
- кто финансирует этот способ решения; 5
- как это решение изменило положение вещей. 5
Следует учитывать, что понятие «хороший» и «плохой» вопрос субъективно и зависит от восприятия человека. 1