Да, у модели Майкла Портера пять сил. 13
Это анализ пяти факторов, которые влияют на прибыль компании: 1
- Давление поставщиков. 1 Они влияют на издержки и итоговую стоимость продуктов. 3
- Давление покупателей. 1 Покупатели влияют на стоимость и характеристики продукта. 3
- Давление действующих конкурентов. 1 Соперники стремятся укрепить позиции и завоевать покупателей. 4
- Угроза появления новых конкурентов. 1 Как правило, новые производители приходят на рынок с новыми технологиями: их производство более экономично, технологично, экологично, а товары лучше отвечают запросам покупателей. 1
- Давление товаров-заменителей (субститутов). 1 Практически любой товар или услугу можно чем-нибудь заменить. 1
Модель была разработана Майклом Портером в 1979 году и помогает оценить существующие угрозы, спрогнозировать уровень конкуренции при выходе на новый рынок или в новую сферу, а также разработать эффективную стратегию развития. 24