Прогибы в железобетонных мостах под действием транспортных нагрузок возникают из-за усадки и ползучести бетона. 23
При твердении бетона на воздухе он уменьшается в объёме — испытывает усадку. 2 Особенно сильна усадка в течение первого года твердения, далее она постепенно затухает. 2 Наличие арматуры в бетоне задерживает усадку и уменьшает её примерно в 1,5 раза. 2
Кроме усадки, бетон обладает ползучестью — способностью под влиянием длительно действующих нагрузок наращивать деформации. 2 Наличие арматуры в бетоне препятствует развитию ползучести. 2
В железобетонных конструкциях, работающих на изгиб, верхняя зона поперечного сечения работает на сжатие, а нижняя — на растяжение. 2 В конструкциях с обычной арматурой в стадии эксплуатации в растянутой зоне возникают деформации, превышающие предельную растяжимость бетона и приводящие к образованию трещин. 2