Необходимость в организации транзитных и свободных от платы зон на скоростных магистралях может возникать по следующим причинам:
- Большая доля транзитных транспортных средств в транспортном потоке по платной дороге или её участку. 4 В таком случае предпочтительнее открытая система взимания платы. 4
- Использование дороги для местных поездок на небольшие расстояния. 4 Введение платы за проезд может создать социальную напряжённость и вызвать негативное отношение со стороны населения районов тяготения дороги и местных властей. 4
- Экономическая нецелесообразность строительства пункта взимания платы на примыканиях к платной дороге, если интенсивность движения такова, что доход от взимания платы с транспортных средств, въезжающих на платную дорогу с примыканий, не покрывает затрат на строительство и содержание пункта взимания платы. 4
Кроме того, согласно закону, у каждой платной дороги должен быть бесплатный дублер. 1 При этом протяжённость бесплатной трассы не должна превышать протяжённость платной более чем в три раза. 1