Прямолинейность остряка на железнодорожных путях важна по нескольким причинам:
- Обеспечение безопасного движения. 3 Отставание остряка даже на 4 мм приводит к сильным ударам гребней колёс об остряк. 3 Высокая скорость движения поезда в сочетании с большой кинетической энергией может вызвать разлом перевода, а это грозит полным крушением состава. 3
- Предотвращение выкрошивания примыкающих поверхностей. 3 При неплотном прилегании остряков происходит сначала изнашивание, а потом разрушение контактных поверхностей. 3
- Предотвращение разности высот. 3 Изменение уровня всего на 2 мм провоцирует отжатие и выкантовывание рамного рельса колёсами и последующему сходу состава с путей. 3
Для контроля прямолинейности остряка используют линейку длиной 1 м, которая прикладывается наверх головки остряка между контрольными точками. 2 Допустимый зазор между линейкой и поверхностью головки на магистральных линиях не превышает 1 мм, на второстепенных путях — 2 мм. 3