Несколько причин, по которым в учебных заведениях не преподают мораль как научную дисциплину:
- Отсутствие базового и систематического курса основ морали и нравственного непрерывного образования в России. 2 Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без знакомства с основами нравственности. 2
- Отсутствие учебников морали как системы научных знаний. 3 Академия наук ещё не создала мораль как систему научных знаний, поэтому учебники по этому предмету не написаны. 3
- Отсутствие времени на специальные уроки морали. 2 В рекомендуемый Минобразованием набор общественных знаний и дифференцированных учебных предметов обществознания мораль не входит. 2
Однако в Институте общего среднего образования РАО разработали систему обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с 1 по 11-й (12-й) класс. 2 Для каждой ступени подготовлены учебные программы специальных курсов: «Азбука нравственности» (1–4-е классы), «Нравственная грамматика» (5–9-е классы), «Основы морали» (9, 10–11-й (12-й) классы). 2