Разные расстояния между рельсами в России и Европе сложились исторически. 1 В XIX веке фирмы по производству локомотивов и сопутствующей инфраструктуры появлялись быстро и в разных странах, и у каждой были свои представления о конструкции оптимального пути. 1
Российский стандарт железнодорожной колеи (1520 мм) больше европейского (1435 мм). 13 Это затрудняет сообщение и перевозки между странами по железной дороге, приходится либо менять колёсные пары или целый состав, либо прокладывать дополнительные рельсы. 1
Некоторые причины выбора разных стандартов:
- Удобство расчётов. 2 Когда в 1830 году в Англии появилась первая в мире железная дорога, за стандарт колеи было принято расстояние между колёсами древнеримской повозки — 143 с половиной сантиметра. 2 В России древнеримских дорог не было, поэтому инженеры провели собственные измерения и решили сделать колею Царскосельской железной дороги шире европейской — без малого 183 сантиметра. 2 Такая ширина позволяла сделать вагоны более грузоподъёмными. 2
- Военная прозорливость Николая Первого. 2 При строительстве железнодорожной сети по стране император выбрал большую ширину колеи, отличную от европейской, чтобы осложнить снабжение неприятелю во время будущих войн. 1