В конструкции железных дорог применяют шпалы вместо бетонных плит по нескольким причинам:
- Обеспечение стабильности и геометрии пути. 1 Рельсы, по которым мчатся тяжёлые поезда, испытывают огромное давление и боковые нагрузки. 1 Без надёжной опоры они бы прогибались, деформировались и смещались, что привело бы к сходу с рельсов и катастрофам. 1 Шпалы, уложенные на балластный слой (гравий, щебень), равномерно распределяют это давление по всей площади контакта, предотвращая деформации и обеспечивая плавность хода. 1
- Обеспечение необходимого зазора между рельсами и землёй. 1 Это обеспечивает дренаж и предотвращает застаивание воды. 1 Особенно важно в условиях переменчивой погоды, где вода может привести к промерзанию грунта и разрушению пути. 1
Выбор между деревянными и железобетонными шпалами зависит от конкретных условий и требований к участку железной дороги. 5 Деревянные шпалы отличаются относительной лёгкостью, доступностью и простотой обработки, но требуют регулярного технического обслуживания и замены. 5 Железобетонные шпалы более долговечны и устойчивы к нагрузкам, вибрации, воздействию окружающей среды и влаге. 5