У электрички один контактный полоз, потому что её токоприёмник передаёт относительно небольшой ток (до 1200 А). 2
У электровоза два контактных полоза, потому что сила тока, протекающая через его токоприёмник, значительно больше. 1 Это связано с тем, что электровоз имеет от 8 тяговых двигателей до 12 и при ведении тяжёлых поездов весом 6–8 тыс. тонн потребляемая сила тока может достигать несколько сотен ампер. 1 Протекание такого большого тока через один полоз токоприёмника приведёт к сильному искрению и разогреву в месте соприкосновения с контактным проводом, что может пережечь провод. 1
Поэтому каждый токоприёмник электровоза имеет несколько контактных поверхностей, кроме того, при разгоне (когда сила тока максимальна) электровоз поднимает второй токоприёмник. 1