Основная причина выхода талевых канатов из строя при спуско-подъёмных операциях — усталостный и механический износ. 3
Некоторые факторы, влияющие на долговечность каната:
- Циклический характер нагрузок. 1 Канат подвергается как растягивающим, так и изгибающим нагрузкам в шкивах и на барабане лебедки. 1 Сочетание этих нагрузок вызывает усталость проволок в прядях, что приводит к их разрушению. 1
- Динамические нагрузки. 1 Возникают в нагруженной системе в процессе бурения, а также в период нагружения талевой системы, в период разгона при подъёме загруженного блока и в период торможения системы при спуске. 1
- Изгибные напряжения. 1 Возникают при прохождении каната через шкивы кронблока и талевого блока. 1
- Потери формы. 1 Возникают при неравномерной укладке первого слоя талевого каната на барабан лебедки, а также при многослойной укладке каната, вызывающей сжимающие и контактные напряжения в проволоках и витках нижележащих слоёв. 1
- Продольное колебание в трубах. 2 Возникает при бурении мощных и крепких горных пород и передаётся через талевую систему на неподвижный конец троса. 2 Это явление способствует образованию усталости металла и обрыву изделия. 2
Интенсивность износа зависит от количества выполняемых системой работ, качества самого каната и соблюдения условий нормальной эксплуатации. 2