Судно может опрокинуться во время сильной бортовой качки из-за потери остойчивости. 45
Остойчивостью называют способность судна противостоять силам, вызвавшим его наклонение, и после прекращения действия этих сил возвращаться в первоначальное положение. 1
Некоторые причины потери остойчивости во время качки:
- Возникновение динамического крена. 1 При внезапном действии внешних сил, таких как порыв ветра, натяжение буксира на борт, качка, судно, наклоняясь, приобретает угловую скорость. 1 Даже после прекращения действия этих сил оно будет продолжать крениться по инерции. 1
- Смещение груза. 5 Возникающие во время качки инерционные усилия приводят к перегрузкам конструкций и смещению груза, что повышает вероятность опрокидывания. 5
- Отсутствие запаса плавучести. 1 Запас плавучести — важная характеристика судна, обеспечивающая его непотопляемость. 1 Если в корпус попадает вода, то увеличивается осадка, но благодаря запасу плавучести судно остаётся на плаву. 1
Для борьбы с угрозой опрокидывания во время качки на судах применяют специальные устройства — стабилизаторы качки. 4 Их задача — минимизировать воздействие морских волн и ветра на корабль. 4