Схема «вези или плати» (take-or-pay) вызывает споры в логистической отрасли по нескольким причинам:
- Опасения грузоотправителей. www.rbc.ru neftegaz.ru Некоторые компании считают, что внедрение схемы может ограничить доступ к инфраструктуре для тех, кто не перейдёт на долгосрочные договоры. www.rbc.ru neftegaz.ru Также есть опасения, что производители не получат полную компенсацию за недоставленные грузы, а неустойка может быть уменьшена в суде. www.rbc.ru neftegaz.ru
- Опасения металлургов. www.rbc.ru По их мнению, распространение механизма «вези или плати» на все отрасли приведёт к фактической приоритизации грузов — «кто заплатил, тот и поехал». www.rbc.ru
- Сомнения в применимости схемы к контейнерам. logirus.ru Некоторые эксперты считают, что принцип «вези или плати» работает только для однотипного груза с массовой перевозкой в одном-двух направлениях. logirus.ru Для контейнеров с тысячей направлений это не работает, так как даже в процессе перевозки контейнерщик может поменять своё направление или решение. logirus.ru
При этом РЖД считают, что механизм «вези или плати» позволит улучшить планирование перевозок, рационально использовать инфраструктуру и гарантировать вывоз продукции в согласованных объёмах. www.rbc.ru neftegaz.ru