Некоторые причины деструктивности подростковой культуры:
- Проблемы и конфликты в семье (развод, насилие в семье, нарушения общения с близкими). 6 Деструктивное поведение может быть попыткой привлечь внимание родителей к своим проблемам. 6
- Конфликты в общении с друзьями и проблемы в школе. 6 Они приводят к понижению общей самооценки, ощущению незначимости своей личности, снижению сопротивляемости стрессам и незащищённости от негативного влияния окружающей среды. 6
- Несчастная любовь. 6 Из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контактов с ними возникает зависимость от сверстников, особенно противоположного пола. 6
- Страх перед будущим, одиночество. 6
- Потеря смысла жизни. 6
- Подражание кумирам. 6
Государство борется с деструктивностью подростковой культуры через профилактику. 24 Для этого принимаются меры на трёх уровнях: 2
- Первичная профилактика (превенция). 2 Нацелена на работу с условно здоровой массовой аудиторией, недопущение формирования деструктивных убеждений, мировоззрения и опыта деструктивного поведения. 2
- Вторичная профилактика (интервенция). 2 Предполагает вмешательство специалистов на начальных стадиях формирования деструктивного поведения, нацелена на недопущение усугубления личностных и социальных деформаций. 2
- Третичная профилактика (поственция). 2 Подразумевает работу узкопрофильных специалистов с лицами и группами, проявившими стойкие деструктивные убеждения, получившими опасный опыт деструктивного поведения. 2
Для изменения подростковой культуры можно предпринять следующие шаги:
- Усовершенствовать массовые формы социально-культурной и досуговой жизни подростков. 7 Например, активно приобщать молодёжь к творческой деятельности, организовывать организации дополнительного образования. 7
- Раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психолого-педагогической помощи и социализации подростков. 7
- Правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних. 7
- Родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия. 7
- Формирование благоприятного психологического климата в образовательных организациях, обеспечение педагогического и психологического посредничества в разрешении возрастных кризисов обучающихся, а также межличностных конфликтов внутри коллективов обучающихся. 7
Нужно ли менять подростковую культуру? Решение о необходимости таких мер зависит от конкретной ситуации и целей.