Подход сегрегации оказался неэффективным для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по нескольким причинам:
- Негативные последствия. 1 Сегрегация приводит к формированию потребительского отношения, отрыву от семьи, сложностям социализации, деформациям личностного развития и самоидентификации, проблемам во взаимоотношениях с окружающими и другим проблемам. 1
- Снижение эффективности программ. 2 Исследования показали, что эффективность программ психологического сопровождения снижается, если они реализуются в изолированных группах, состоящих только из людей с ОВЗ. 2
- Подрыв основ инклюзивного образования. 2 Сегрегация подрывает фундаментальные принципы инклюзивного образования, такие как самостоятельный свободный выбор образовательных программ и условий обучения. 2
- Возникновение негативных психоэмоциональных состояний. 2 Изоляция людей с ОВЗ даже внутри инклюзивного вуза может вызывать у них негативные психоэмоциональные состояния, которые препятствуют достижению ожидаемого эффекта. 2
На смену сегрегации пришла концепция инклюзивного образования, которая предполагает совместное обучение людей с ОВЗ и без ограничений. 15