Несколько причин, по которым на причалах часто возникает опасность навала судов на берег:
- Воздействие ветра и течения. 1 При одновременном наличии этих факторов судно нужно удерживать под углом к причалу по линии равнодействующей этих сил. 1 Иначе под действием суммарной силы дрейфа судно может потерять управляемость и удариться о причал. 1
- Влияние течения. 1 Если носовая оконечность судна отклонена в сторону причала под большим углом к течению, то под действием силы может возникнуть опасность навала на причал. 1
- Явление тягуна. 5 Во время вертикальных колебаний судна из-за наклона швартовов в вертикальной плоскости появляются горизонтальные составляющие сил реакции, в результате чего судно начинает перемещаться вдоль и поперёк причала. 5 Когда период результирующих горизонтальных сил приближается к периоду собственных колебаний судна, амплитуда его возвратно-поступательного движения становится настолько большой, что может произойти обрыв швартовов или судно начнёт сильно наваливать на причал. 5
Чтобы обеспечить безопасное перемещение судна, судоводителю необходимо выбирать правильный курс относительно причала и противопоставлять силам течения и ветра силы упора движителей и рулевую силу. 14