Причины образования колей на гравийных дорогах:
- Наличие крупных частиц в верхнем слое гравийного материала (более 25–30 мм). 1 Для устранения этого явления сверху укладывают дополнительный тонкий слой из мелкого гравия. 1
- Недостаток связующего материала в гравии (глинистых частиц). 1 Для борьбы с этим явлением поверхность гравийного материала поливают 3%-ным раствором хлористого кальция, который увеличивает связность и уменьшает пылеобразование. 1 Также можно вскирковать верхний слой и внести в него небольшую добавку (5–7% веса слоя) суглинистого грунта, а затем гравийные одежды снова укатать во влажном состоянии. 1
- Избыток мелких частиц или округлого материала в гравийном слое. 1 Для борьбы с таким явлением следует вскирковать слой и добавить в гравий более крупные (10–20 мм) частицы угловатой неокатанной формы или срезать гребни и сделать профилировку поверхности. 1
Для устранения колей на гравийных дорогах можно использовать следующие методы:
- Выравнивание поверхности дорожного полотна с целью восстановления поперечного профиля, обеспечивающего скат воды и создание ровной поверхности. 1 Для этого используют грейдеры или металлические утюги в виде двух металлических рёбер, буксируемых за машиной. 1
- Заполнение колеи соответствующим ремонтным составом. 3 Также можно срезать выпирающие гребни колеи и заполнить оставшееся углубление ремонтным материалом. 3 Эти методы рекомендуют в качестве временной меры для поддержания рабочего состояния дороги при глубине колеи менее 30 мм. 3 При масштабном ремонте их используют на участках с колейностью до 45 мм. 3
- Полная ликвидация деформаций с устранением причин их возникновения. 3 Включает комплекс работ: полную замену нестабильного слоя дорожной конструкции, усиление жёсткости нижних слоёв, укрепление или замену грунта в активной зоне земляного полотна, осушение и обеспечение отвода поверхностных и грунтовых вод. 3
Конкретный метод и технологию борьбы с колееобразованием выбирают в каждом случае на основе анализа результатов обследования общего состояния дороги, выявления причин образования колей, их глубины, геометрических параметров и протяжённости, интенсивности и состава движения, с учётом финансовых и материально-технических возможностей, сроков выполнения работ и других факторов. 7