Маркетинг и информирование клиентов не относятся к инструментам бережливого производства, если рассматривать их в контексте традиционного подхода к продвижению продукции, например с помощью рекламы. 1
В рамках бережливого производства стремятся исключить операции, которые не создают ценности для клиента. 14 Реклама же не относится к таким действиям, так как не добавляет ценности покупателю. 1
Однако есть другой подход, при котором маркетинг направлен на создание ценности для потенциального клиента, например, путём предоставления информации о способах решения его проблемы. 1 Такой подход можно назвать «бережливым маркетингом», и он предполагает, в частности, использование поискового маркетинга в интернете. 1
Таким образом, бережливое производство и маркетинг имеют разные подходы, но при этом взаимосвязаны, так как концепция бережливого производства затрагивает практически все аспекты деятельности компании, включая стратегическое развитие и управление маркетингом. 4