Контактный провод на железной дороге подвержен износу из-за различных факторов, среди которых:
- Механическое воздействие. 5 Чаще всего выражается в виде смятия и истирания поверхностей контактов. 5 Повышенный механический износ наблюдается в жёстких точках контактной подвески, где крепятся провода (фиксаторы, питающие зажимы электрических соединителей, стыковые зажимы и зажимы средних анкеровок). 3
- Электрический износ. 23 Возникает из-за нагрева зоны контакта, который вызывается протеканием тока. 2 Зона контакта нагревается также под действием электрической дуги, которая может возникать при уменьшении силы нажатия ниже допустимого значения, а также при наличии на проводе гололёда или инея. 2
- Влияние смазки. 4 Недостаток смазки полоза токоприёмника приводит к сухому трению, усилению механического износа контактного провода и металлокерамических пластин. 4 Некачественное (с избытком) нанесение смазки приводит к усилению электрического износа, может быть причиной пережога провода. 4
- Полярность. 1 При положительных значениях интенсивности изнашивания, но в условиях эксплуатации влияние полярности значительно меньше, чем величины тока, условия смазывания и качество токосъёма. 1
- Гололёд. 1 Когда контактные провода покрываются гололёдо-изморозевыми образованиями, токосъём осуществляется только через электрическую дугу. 1 Изнашивание провода и пластин при гололёде протекает наиболее интенсивно. 1
Износ контактного провода и токоприёмника — сложный электромеханический процесс, который делят на электрический и механический, но в процессе эксплуатации оба эти процесса взаимосвязаны. 5