Однозначного ответа на вопрос, можно ли считать вежливые стратегии, характерные для речевого поведения женщин, показателем гендерной асимметрии в обществе, нет.
С одной стороны, женщины часто прибегают к вежливым речевым формам для избежания конфликтов и сглаживания антагонизмов. 1 Они стремятся к налаживанию личных связей и установлению близости, не стесняются обращаться за помощью и информацией, ценят сочувствие, помощь и поддержку. 1
С другой стороны, гендерный стереотип более вежливого речевого поведения женщин не находит подтверждения в ряде лингвистических исследований. 2 Например, П. Браун, исследовав речевое общение индейцев майя, говорит о том, что женщины прибегают в коммуникации как к позитивной вежливости, так и к негативной: формально признают мнение собеседника и соглашаются с ним, но на самом деле совершенно с ним не согласны. 2
Таким образом, особенности речевого поведения мужчин и женщин не являются законами речи полов, они носят индивидуальный характер и не описывают всего многообразия ситуаций общения и типов языковой личности. 4