Да, люди с врождённой глухотой в процессе обучения устной речи ориентируются на вибрацию, происходящую в голосовых связках, для понимания, какой звук они произносят. 12
Это происходит на тактильно-вибрационной основе в сочетании со зрительным или слуховым восприятием. 1 Например, ученик видит положение губ учителя и поднесённой к собственному рту рукой ощущает сильную струю выдыхаемого воздуха, а приложенной к шее в области гортани — вибрацию голосовых связок. 1
Однако возможности органа осязания для тактильного различения звуков речи по вибрациям голосовых связок говорящего не велики и зависят от индивидуальных особенностей каждого человека. 2 Ограниченность возможностей органа осязания компенсируется активной интеллектуальной деятельностью, например, анализом и сопоставлением сходных по вибрированию звуков речи, их опознанием по содержательному контексту уже освоенной части звуковой фразы. 2