Если права заёмщика нарушены, можно обратиться в следующие инстанции:
- Центральный банк РФ. 13 Он регулирует деятельность микрофинансовых организаций, поэтому жаловаться можно на любые незаконные действия с их стороны. 1 Подать жалобу можно через интернет-приёмную на сайте Центробанка. 3
- Финансовый омбудсмен. 12 Это должностное лицо, которое не зависит от Центробанка или других государственных органов. 1 Финансовый уполномоченный работает бесплатно и решает проблемы без суда. 1 Подать обращение омбудсмену можно на «Госуслугах». 1
- Роспотребнадзор. 12 Заёмщик вправе обратиться в Роспотребнадзор как потребитель финансовых услуг. 2 Например, если МФО вводит клиента в заблуждение или накладывает не предусмотренные договором штрафные санкции. 2 Подать жалобу можно через официальный сайт или бумажным письмом в конверте. 2
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС). 2 ФАС принимает жалобы на нарушение законодательства в сфере рекламы: например, если в рекламе микрозаймов указываются условия, которые не соответствуют действительности. 2 Подать жалобу в ФАС можно онлайн через форму на официальном сайте службы или по почте. 2
- Прокуратура. 23 Жалобы на МФО в прокуратуру подаются по особым основаниям, включающим преступные действия со стороны сотрудников МФО или коллекторов: жёсткие противозаконные методы взыскания долга, постоянные звонки по ночам, угрозы и попытки воплощения их в жизнь. 2
- Полиция. 13 Если действия микрокредитора или коллекторов выходят за рамки закона, например, сопровождаются угрозами или физическим воздействием, необходимо обратиться в полицию. 3
Перед подачей жалобы рекомендуется проконсультироваться с юристом.