Требования к строительству и эксплуатации наземных крановых путей изложены в стандарте ГОСТ Р 51248-99. 15 Некоторые из них:
Требования к строительству:
- Перед устройством земляного полотна под рельсовые пути должны быть выполнены все работы по прокладке инженерных сетей и коммуникаций. 1 Подземные коммуникации, расположенные в зоне крановых нагрузок, следует проверить расчётом на прочность и, при необходимости, защитить от деформации и разрушения. 1
- Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003. 1
- Поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего грунта, должен быть в пределах 0,008–0,01 в сторону от обслуживаемого объекта. 1
- Плотность грунта земляного полотна (выемки и нулевого места) должна быть в пределах 1,55–1,75 г/см³, коэффициент уплотнения насыпного грунта земляного полотна — не менее 0,95. 1
- Земляное полотно должно иметь эффективное водоотводящее устройство. 1
- На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях. 1
- Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке — не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м. 1
Требования к эксплуатации:
- Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту. 1
- Проверка состояния рельсового пути включает ежесменный осмотр, плановую или внеочередную проверку. 1
- Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объёме, предусмотренном производственной инструкцией. 1
- Плановая проверка состояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен работы крана и осуществляется под руководством инженерно-технического работника. 1
- Внеочередную проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т. д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана. 1