Вольный ход при проектировании трасс используется, когда средний естественный уклон местности меньше уклона трассирования. 1 Преимущества:
- Простота трассирования. 2 Основная задача — выбрать положение трассы, которое максимально приближается к кратчайшему направлению между начальной и конечной точками трассы, в обход возможных препятствий и с заходом во все фиксированные точки. 2
- Небольшие объёмы насыпи и выемки. 1 В идеале трасса от одной фиксированной точки к другой должна идти по прямой. 2
- Отсутствие затяжных крутых уклонов. 2 Размещение площадок раздельных пунктов на вольном ходу не представляет большой сложности, хотя и требует определённого внимания. 2
Напряжённый ход применяют, когда средний естественный уклон местности примерно равен или больше руководящего уклона. 1 Преимущества:
- Уменьшение объёмов земляных работ. 1 Проектируют по максимально возможному уклону. 1
Недостатки:
- Удлинение проектируемой линии. 3 Любое уменьшение уклона трассы приводит к удлинению проектируемой линии или к увеличению глубины выемок на водоразделах и высоты насыпей в долинах. 3
- Необходимость учёта расчётного времени хода пары поездов. 2 При напряжённых ходах большой протяжённости (более 10–15 км) нужно вести накопительную ведомость расчётного времени хода пары поездов и выбирать на склоне ровную площадку для размещения раздельного пункта. 2