Некоторые типы структур отдела маркетинга и их особенности:
- Функциональная структура. 13 Простая и понятная организация, где команда делится на подразделения по функциям: аналитика, реклама, PR, продвижение и т. д.. 3 Подходит для небольших компаний с ограниченным числом продуктов. 3 Преимущества: простота управления, однозначное описание обязанностей каждого сотрудника. 1 Недостатки: снижение качества работы при расширении ассортимента, отсутствие механизма поиска нетрадиционных видов и направлений деятельности фирмы. 1
- Товарная структура. 12 Каждый менеджер имеет возможность сконцентрироваться на разработке эффективного маркетинга для своего товара, быстрее реагирует на рыночные проблемы. 2 Преимущества: возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару. 1 Недостатки: широкий круг обязанностей одного сотрудника, затрудняющий рост квалификации, наличие дублирующих друг друга подразделений. 1
- Географическая структура. 1 Позволяет специализироваться на определённых территориальных зонах, хорошо зная их потребителей. 1 Недостаток: необходимость хорошо отлаженной координации с другими «географическими» подразделениями и функциональными службами. 1
- Рыночная структура. 1 Главное достоинство — концентрация рыночной деятельности на целевых рынках. 1 Недостатки: сложная структура, низкая степень специализации работы отделов, дублирование функций, плохое знание товарной номенклатуры, отсутствие гибкости. 1
- Сегментная структура. 2 Внутри отдела организуются группы, которые отвечают за работу с определённым сегментом потенциальных покупателей независимо от того, на каком географическом рынке находится этот сегмент. 2 Преимущества: возможность обеспечить лучшую координацию подразделений и служб предприятия, возможность приведения в соответствие доли производственных мощностей предприятия. 2 Недостатки: от сотрудников требуется большая универсальность, что может быть сложно реализовать, и, как результат, возникают проблемы подбора таких специалистов. 2
Выбор структуры маркетинга зависит от размера компании, количества продуктов или услуг, географии работы и других факторов. 3 Часто организации используют смешанные модели, где сочетаются разные типы структур. 3