Некоторые преимущества двухпутных железнодорожных линий перед однопутными:
- Высокая провозная способность. 1 По двухпутной линии можно перевозить до 80–90 млн т грузов в год, по однопутной — только 20–30 млн т. 1
- Возможность движения в разных направлениях. 45 На двухпутном перегоне один путь предназначен для движения поездов в одном направлении (нечётном), второй — в чётном, противоположном первому. 45 Изредка на коротких участках пути используется двойная система направлений, при которой по каждому пути возможно движение как в чётном, так и в нечётном направлении. 45
- Использование одного пути при выходе другого из строя. 2 Когда один путь двухпутной железной дороги выходит из строя, все поезда могут сосредоточиться на одном пригодном для использования пути. 2
Некоторые недостатки двухпутных железнодорожных линий:
- Высокая стоимость строительства. 1 Как правило, строительство двухпутной линии на 30–40% дороже, чем однопутной. 1
- Относительно медленная отдача капитала. 1 Срок окупаемости может составлять 6–8 лет, а иногда и более. 1
- Потребление большого количества металла. 1 На 1 км пути требуется почти 200 т металла. 1
- Трудоёмкость отрасли. 1 Производительность труда в железнодорожном транспорте ниже, чем на трубопроводном, морском и воздушном транспорте, но выше, чем на автомобильном. 1