Основные причины отклонения ширины железнодорожной колеи от стандартной:
- Отсутствие единого стандарта на заре строительства железных дорог. 5 Инженеры каждой новой дороги руководствовались своими представлениями об оптимальных размерах. 5 В местностях со сложным рельефом или с плотной городской застройкой предпочтение отдавалось узкоколейкам. 5 Там, где такие проблемы не стояли, возводили более широкие железные дороги — они считались более надёжными. 5
- Топографические особенности местности. 2 Например, в горах важность более крутых поворотов означала, что необходимо было использовать меньшую ширину колеи, чем стандартную. 2
Последствия отклонения ширины железнодорожной колеи от стандартной:
- Проблемы с транспортировкой грузов и перевозкой пассажиров. 1 Поезда невозможно просто перегонять из одной сети в другую, что приводит к дополнительным затратам времени и средств. 2
- Интенсивный износ колёсных пар подвижного состава. 13 Например, при переходе на другую ширину колеи на переходном этапе может резко увеличиться износ колёсных пар. 1
- Опасность провала колёс внутрь колеи. 4 При ширине колеи более 1548 мм возникает опасность провала колёс внутрь колеи, когда колесо покатится по головке рельса. 4