Основные этапы установки бортовых камней на автомобильных дорогах:
- Разбивочные работы. 12 Линию бортов разбивают от оси проезжей части и других постоянных сооружений. 1 Вертикальные отметки линий бортов в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера. 1
- Отрывка траншеи. 15 Вдоль натянутого шнура, обозначающего продольную линию установки бортового камня, отрывают траншею прямоугольного сечения шириной по дну 0,4–0,5 м. 1 Глубина траншеи зависит от проектного положения верха бортового камня, но должна быть не менее 0,25 м. 1
- Устройство выравнивающего слоя из щебня. 15 По дну траншеи выполняют «подушку» из щебня слоем толщиной 0,10 м. 1 Щебень разравнивают вручную и уплотняют виброплитой. 1
- Устройство бетонного основания. 15 На подготовленном подстилающем слое устанавливают бетонное основание (при заливке монолитного бетона используют сборно-разборную опалубку из досок). 5
- Установка бортовых камней. 15 Перед установкой торцы камней должны быть очищены от грязи. 1 По вынесенным отметкам или с помощью нивелира или тахеометра выставляют маячные бортовые камни. 5 Затем по маячному шнуру, натянутому между забитыми у маячных бортовых камней металлическими штырями на высоте, соответствующей отметке верхней кромки камней, выставляют остальные бордюры. 5
- Заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором с расшивкой. 5 Швы и стыки между бордюрами должны быть тщательно заделаны, чтобы предотвратить вымывание подстилающего слоя. 5
- Засыпка грунта с обратной стороны борта. 2 С обратной стороны бортовой камень засыпают грунтом, вынутым при отрывке траншеи. 1
Бортовой камень должен быть установлен не позже, чем за 3 суток до устройства дорожного покрытия для того, чтобы бетонная обойма и раствор в швах между бортовыми камнями набрали достаточную прочность. 1