Роль семьи в профилактике девиантного поведения среди молодёжи заключается в том, что семья выступает естественной средой для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. 3 Именно в семье ребёнок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и себе самому. 4
Роль образовательных учреждений в профилактике девиантного поведения среди молодёжи заключается в следующем:
- Выявление и включение в зону особого внимания и заботы подростков, имеющих риск возникновения девиантного поведения. 2 Например, часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, в отношениях со сверстниками и учителями. 2
- Проведение мониторинга развития подростков, определение групп возможного риска. 2
- Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка, попавшего в зону особого внимания, с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. 2
- Обучение подростка навыкам социальной компетентности, коммуникативным навыкам, умению управлять конфликтами. 2
- Организация допрофессиональной подготовки подростков, а также подготовка к жизни в современном обществе, формирование профессионального самоопределения и овладение навыками трудовой деятельности. 2
Суть взаимодействия семьи и школы в профилактике девиантного поведения заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребёнка, раскрытии и развитии скрытого в нём потенциала. 5 В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. 5