Курс воздушного судна устанавливается с помощью различных систем навигации, которые используют разные методы в зависимости от условий полёта, маршрута и оснащения самолёта. 5
Некоторые из них:
- Инерциальные навигационные системы (INS). 5 Автономная система, которая позволяет определить местоположение, скорость и направление движения самолёта без использования внешних сигналов. 5 В основе INS лежат гироскопы и акселерометры. 5
- Спутниковая навигация (GPS). 5 Самолёт принимает сигналы сразу от нескольких спутников (обычно 4 и более) и на основе времени прохождения сигнала рассчитывает своё точное положение в пространстве. 5
- Карты маршрутов (чарты). 5 Пилоты используют электронные или бумажные карты, на которых нанесены аэродромы, воздушные коридоры, маяки и маршруты следования. 5
- Визуальная навигация. 5 Полёт осуществляется «по внешним признакам»: пилоты ориентируются по рекам, дорогам, горным хребтам, зданиям. 5
- Радиосвязь с диспетчерами. 5 Пилоты могут запросить у диспетчеров направление, расстояние до ближайших навигационных точек или аэропортов. 5
Также существует магнитный курс — это угол между направлением на магнитный северный полюс и продольной осью корабля или самолёта. 2 Он определяется с помощью компаса. 2 Истинный курс — это угол между направлением на географический полюс, который нанесён на карты и не меняется с течением времени и продольной осью корабля или самолёта. 2 Он определяется с помощью точных инерциальных систем отсчёта, спутников и гирокомпасов. 2