Контроль за техническим состоянием железнодорожного подвижного состава осуществляется несколькими способами:
- Идентификация. 1 Проверяется соответствие техническим и эксплуатационным характеристикам, указанным в техническом паспорте (формуляре). 1 Также сверяются идентификационные номера составных частей с данными информационных систем учёта железнодорожного подвижного состава. 1 Ещё проверяется наличие документов об обязательном подтверждении соответствия вновь изготовленного или модернизированного железнодорожного подвижного состава. 1 По результатам осмотра оформляется акт допуска к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования. 1
- Систематическая проверка при техническом обслуживании. 1 Её проводят локомотивные бригады, комплексные и специализированные бригады на пунктах технического обслуживания и в основных депо, путевых машинных станциях и депо для специального подвижного состава, независимых ремонтных депо, оснащенных диагностическими средствами. 1 При техническом обслуживании проверяют состояние и износ оборудования, узлов и деталей, исправность устройств безопасности и радиосвязи, тормозного оборудования и автосцепного устройства, контрольных, измерительных и сигнальных приборов, электрических цепей. 1
- Контроль в пути следования. 3 Его осуществляют автоматические средства контроля технического состояния вагонов (средства диагностики), а также осмотрщики вагонов при встрече поезда «сходу». 3 При осмотре движущегося поезда осмотрщики по внешним признакам выявляют возможные неисправности в вагонах и фиксируют их. 3
Кроме того, для контроля за техническим состоянием железнодорожного подвижного состава используются технические средства коммерческого осмотра: вагонные весы, автоматизированные системы коммерческого осмотра поездов и вагонов, посты автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях. 24