Некоторые виды вопросов:
- Закрытые. 8 Это короткие вопросы, на которые собеседник может ответить «да» или «нет». 8 Например: «Готовы ли мы выпустить релиз?», «Ты заходил в HR-отдел?». 8
- Открытые. 8 Это вопросы в «свободной форме», на которые не получится дать краткий ответ «да» или «нет». 8 Например: «Что мотивирует тебя делать эту задачу?». 8
- Альтернативные. 8 Это что-то среднее между закрытым и открытым типами. 8 В таком вопросе даётся собеседнику выбор. 8 Например: «Кого возьмём в команду на эту позицию — Андрея или Василия?». 8
- Уточняющие. 4 Нужны для выяснения нюансов и уточнения деталей ситуации. 4 Например: «Почему вы считаете, что данная реклама будет неэффективной для продажи? Не могли бы вы подробнее поделиться своими мыслями?». 6
- Наводящие. 4 Вопросы, ответ в которых уже заложен. 4 Они сформулированы так, чтобы дать собеседнику подсказку, как именно следует отвечать. 4
- Риторические. 4 Не требуют ответа. 4 Их стоит задавать тогда, когда необходима эмоциональная поддержка собеседника. 4
Чтобы правильно задавать вопросы, рекомендуется:
- Быть кратким. 4 Верно сформулированный вопрос должен быть кратким, ясным и чётким. 4
- Использовать мягкий тон. 4 Слишком жёстко заданный вопрос создаст у собеседника ощущение, что он на допросе. 4
- Слушать собеседника. 4 Люди обычно внимательны в ответ к тем, кто внимателен к ним. 4
- Заинтересовать собеседника. 4 Чтобы человек, несмотря ни на что, отвечал, нужно показать ему, что отвечать — в его интересах. 4
В любом разговоре рекомендуется комбинировать разные типы вопросов — так повышается вероятность получить нужные ответы. 8