Грузовые дворы — часть территории железнодорожной инфраструктуры, которая содержит комплекс сооружений и устройств для приёма, погрузки, выгрузки, сортировки грузов и их краткосрочного хранения. 13
По схемам путевого развития грузовые дворы бывают: 1
- Тупиковые. 1 Обеспечивают въезд на грузовой двор только с одной стороны, исключают пересечения маршрутов движения вагонов и автотранспорта, не требуют дополнительного соединения путей. 4
- Сквозные. 1 Все пути погрузочно-разгрузочных фронтов имеют двустороннюю связь с парками. 4 Обеспечивают большую манёвренность и поточность передвижений, устраняют повторные передвижения и сокращают простои вагонов в ожидании операций. 4
- Комбинированные (тупиково-сквозные). 1 Тупиковые погрузочно-разгрузочные пути у складов связаны съездами с параллельными сквозными выставочными путями. 1 Это значительно ускоряет процесс обработки вагонов. 1
В зависимости от структуры грузооборота грузовые дворы разделяют на: 5
- Универсальные (общего назначения). 5 На таких дворах перерабатываются различные грузы. 5
- Специализированные. 5 Предназначены для погрузки и выгрузки грузов ограниченной номенклатуры: тарно-штучных или тяжеловесных, контейнеров, сыпучих и т. д.. 5
Как правило, грузовые дворы сооружаются для кратковременного хранения грузов с дальнейшей их доставкой при помощи автотранспорта. 4 В отдельных случаях могут проектироваться грузовые дворы — базы с долгосрочным хранением грузов и дальнейшей доставкой к местам их использования без промежуточного хранения. 4