В железнодорожном строительстве применяются различные виды домкратов, которые различаются по принципу работы, грузоподъёмности, функционалу, весу и ходу штока. 45 Некоторые из них:
- Механические. 1 Самые простые по конструкции домкраты, работают на основе механического усилия, прикладываемого оператором. 1 Применяются для подъёма рельс, замены шпал, а также при монтажных и демонтажных работах, где не требуется подъём больших грузов. 1
- Гидравлические. 1 Работают на основе принципа Паскаля, где небольшое усилие, приложенное на поршень меньшего диаметра, передаётся через гидравлическую жидкость и преобразуется в большую силу на поршне большего диаметра. 1 Используются в случаях, когда необходим подъём тяжёлых грузов: ремонт и замена железнодорожных путей, подъём локомотивов и вагонов для проведения под ними работ. 1
- Пневматические. 1 Работают за счёт сжатого воздуха или газа и отличаются высокой скоростью подъёма и опускания грузов. 1 Используются для оперативного подъёма рельсовых составов при проведении экстренных ремонтных работ, замены колёсных пар или для маневровых операций при сборке поездов. 1
- Винтовые. 2 По принципу действия схожи с реечными, но вместо зубчатой рейки используется длинный винт с трапецеидальной резьбой. 2 Грузоподъёмность до 10–15 тонн. 2
- Гидроэлектромеханические (комбинированные). 2 Сочетают преимущества гидравлики (мощность) и электропривода (удобство управления). 2 Оснащены электродвигателем, который приводит в действие как насос (для гидроцилиндра), так и систему точного позиционирования. 2 Грузоподъёмность 50–200 тонн. 2
- Тележечные (мобильные). 2 По сути, это мобильная подъёмная платформа на колёсном ходу, оснащённая гидравлическими домкратами (иногда — механизированными). 2 Грузоподъёмность варьируется от 10 до 50 тонн. 2 Удобны для работы на открытых участках пути (например, при замене шпал, укладке новых рельсов). 2