Некоторые модели организации пассажирских перевозок в городах:
- Административная модель. 3 Городская власть определяет режим работы общественного транспорта. 3 Перевозчики являются только подрядчиками и не могут существенно повлиять на транспортный процесс. 3
- Модель «свободного рынка». 3 Применяется в городах с низким или средним уровнем жизни, когда население не может выбрать иной способ перемещения, кроме общественного транспорта. 3 В такой ситуации большую часть перевозок осуществляют частные перевозчики, за каждым из которых закреплён свой маршрут. 3
- Концессионная модель. 1 Предполагает заключение соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнёрстве с муниципальным образованием или субъектом Российской Федерации. 1 Ключевое отличие от контрактной модели в том, что концессионная включает в себя инвестиционную составляющую — создание или реконструкцию недвижимого имущества (трамвайных путей, депо, контактной сети). 1
- Контрактная модель. 1 Предполагает заключение государственного (муниципального) контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок и (или) управлением инфраструктурой. 1 В этой части модель может предполагать только приобретение перевозчиком транспортных средств для выполнения перевозок. 1
Также в крупнейших и крупных агломерациях может быть рекомендовано внедрение пересадочной модели, которая предполагает пересадки пассажиров на магистральные маршруты с маршрутов, подвозящих их к магистральным. 1