Некоторые способы защиты прав пассажиров в транспортной системе:
- Право на приобретение проездных документов (билетов). 1 Пассажир может покупать билеты в любой поезд или судно до указанной им железнодорожной станции (порта) назначения. 1
- Право на занятие места в соответствии с билетом. 1 Если перевозчик не предоставил место согласно билету, он обязан предоставить пассажиру место хотя бы из более высокой категории без взимания доплаты. 1
- Право на бесплатную перевозку одного ребёнка в возрасте до 5 лет (на воздушном и морском транспорте — до 2 лет, а в городском транспорте — до 7 лет), если он не занимает отдельного места. 1
- Право на бесплатную провозку вещей (ручной клади) в пределах установленных весовых норм. 1 Сверх этих норм ручная кладь может провозиться в качестве багажа за отдельную плату. 1
- Право на одну остановку в пути. 1 Пассажир может предупредить о том перевозчика и продлить срок годности билета на установленное время, а в случае болезни — на время болезни (при наличии справки из лечебного учреждения). 1
- Право на отказ от договора до начала перевозки или в пути следования. 1 Отказ может быть вынужденным (болезнь, задержка рейса и т. д.) и добровольным. 1 При вынужденном отказе пассажиру возвращаются деньги по неиспользованному полностью или частично билету. 1
Перед подачей иска в суд пострадавший может написать претензию в адрес компании-перевозчика для урегулирования вопроса в досудебном порядке. 2 Перевозчик обязан рассмотреть предъявленную претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в тридцатидневный срок. 2
Также в случае возникновения вопросов или подачи жалобы на некачественно оказанные услуги пассажирских перевозок можно обратиться в территориальный отдел защиты прав потребителей и благополучия населения. 3