В маркетинге для определения первоначальной цены товара используют разные способы, которые можно разделить на три основные категории: затратные, рыночные и параметрические. 4
Затратные методы ориентированы на общую сумму расходов на производство и реализацию товара. 4 Некоторые из них:
- Метод полных издержек. 14 Учитываются все расходы на производство. 4
- Метод прямых затрат. 4 Оценивается спрос на товар и делается наценка на основе переменных издержек. 4
- Метод предельных издержек. 14 Учитываются только дополнительные затраты на производство каждой единицы товара. 4
- Метод учёта рентабельности инвестиций. 4 Учитывает необходимость окупить вложенные инвестиции. 4
- Метод анализа точки безубыточности. 4 Определяет цену, обеспечивающую отсутствие убытков. 4
Рыночные методы основываются на анализе рынка, включая спрос, конкуренцию и ценность товара. 4 Некоторые из них:
- Подсчёт по воспринимаемой ценности. 3 Опирается на мнение покупателей о приемлемых ценах. 3 С помощью фокус-групп и соцопросов специалисты выясняют, по какой цене покупатель готов приобрести конкретный товар. 3
- Ориентация на конкурентов. 3 Подходит для продуктов массового потребления с высокой конкуренцией. 3 Чтобы определить стоимость товара, специалисты анализируют цены конкурентов. 3
- Ориентация на спрос. 3 Производитель выставляет ту цену, которая позволит получить максимальный спрос. 3 Для определения спроса используют соцопросы, фокус-группы, глубинные интервью, а также пробные продажи и эксперименты с ценой. 3
Параметрические методы применяются для расчёта цены новых товаров на основе сравнения с уже существующими моделями. 4 Некоторые из них:
- Агрегатный метод. 34 Используется для подсчёта цены на сложные технические товары. 3 Цена равна сумме затрат на все комплектующие и сборку. 3
- Метод удельной цены. 34 Используется, чтобы выставить стоимость на новую модель старого товара. 3 Цену выставляют с учётом стоимости базовой модели и внесенных изменений. 3
- Балловый метод. 3 Эксперты оценивают различные качества продукта по балловой шкале и назначают стоимость одного балла. 3 Цена формируется исходя из суммы выставленных баллов. 3
- Метод регрессионного анализа. 14 С помощью регрессионного уравнения рассчитывают взаимосвязь между изменением характеристик изделия и ценой. 1