Некоторые социальные проблемы, влияющие на профессиональное самоопределение школьников:
- Противоречие между потребностями общества и личными планами школьников. 13 Например, рынок труда перенасыщен представителями «модных» и «престижных» специальностей, но выпускники школ выбирают их, затрудняя себе дальнейшее трудоустройство. 3
- Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям школьника. 3 Получив образование и приступив к работе, человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. 3
- Сочетание нехватки профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. 3 К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям. 3
- Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования. 34 Выпускник школы может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей ускользают от него без посторонней помощи. 3
- Недостаточная информированность школьников о мире профессий. 1 Это приводит к тому, что выпускники делают выбор профессии, основываясь на престижности той или иной профессии, выборе друзей «за компанию», по советам родителей. 1
- Отсутствие или недостаточная квалификация школьных психологов и профконсультантов. 34 Желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. 3