Транссибирская магистраль считается уникальной из-за сложных природных и инженерных особенностей, с которыми приходилось сталкиваться при её строительстве. 14 Некоторые из них:
Природные особенности:
- Тайга и болота Сибири. 1 Грунт на некоторых участках был настолько мягким, что рельсы буквально утопали. 1 Для решения проблемы использовали деревянные свайные платформы, которые укладывали под железнодорожное полотно. 1
- Вечная мерзлота. 1 На некоторых участках Сибири и Дальнего Востока температура почвы никогда не поднимается выше нуля. 1 Инженеры впервые в мировой практике применили методы термостабилизации грунта, чтобы избежать деформации рельсов. 1
- Реки и озёра. 1 Магистраль пересекала десятки крупных рек, включая Обь, Енисей и Амур. 1 Для их преодоления были спроектированы масштабные мостовые конструкции. 1
- Участок вокруг Байкала. 3 Здесь приходилось взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в Байкал. 3
Инженерные особенности:
- Уникальные мостовые и туннельные сооружения. 1 Например, мост через Обь в Новосибирске, Амурский мост в Хабаровске. 1 На сложных участках горного рельефа приходилось прокладывать туннели, позволяя магистрали избегать значительных перепадов высоты. 1
- Инновационные методы строительства. 1 Для укладки рельсов применялись специальные паровые машины, а для расчистки леса и выемки грунта начали активно использовать взрывчатые вещества, что значительно ускоряло работы. 1
- Материально-техническое обеспечение. 1 Огромные объёмы ресурсов потребовались для возведения железной дороги. 1 Дерево, металл, камень и инструменты доставлялись на место строительства караванами, речным транспортом или же производились на месте. 1