Некоторые приёмы, которые используются для гармоничного распределения экспонатов в музейных залах:
- Выделение экспозиционного центра и ведущих экспонатов. 25 Их помещают в центре и подчёркивают направленным освещением и свободным пространством вокруг. 5
- Создание свободного пространства вокруг наиболее важных экспонатов. 2 Это акцентирует на них внимание. 2
- Организация экспозиции «в окне». 2 Экспонаты располагают в витрине-нише, что позволяет через проём «заглянуть» в иное пространство и время. 2
- Расположение плоскостных экспонатов, требующих близкого рассмотрения (документов, графических изображений, карт) в экспозиционном поясе — на высоте 90–190 см от уровня пола. 2
- Приём контрастного показа. 3 Например, предметы быта дореволюционного крестьянина противопоставляются подобным предметам помещика-землевладельца. 3
- Свободно-живописная планировка. 4 Экспонаты размещают так, чтобы они создавали определённый визуальный эффект — формировали фигуру, узор. 4 В этом случае экспонаты не группируют по принадлежности к определённому виду искусства, а развешивают и расставляют в зависимости от их цвета, размера или формы. 4
Также важную роль играет освещение. 4 Система подсветки усиливает аттрактивность музейных предметов, создаёт настроение при осмотре выставки, зрительно выделяет ведущие экспонаты. 1