Некоторые преимущества разных моделей воспитания детей-билингвов:
- Модель «Один человек, один язык». 1 Один воспитатель разговаривает по-русски, а второй — на изучаемом языке, что обеспечивает в сознании ребёнка соотнесённость языка и человека, говорящего на этом языке. 1
- Иммерсионная модель. 1 Овладение вторым языком происходит в ходе привычной ежедневной деятельности ребёнка (рисование, пение, игра, конструирование и т. д.). 1
- Пространственная модель. 1 Одно из помещений детского сада отводится изучению второго языка, оно оформляется соответствующим образом и оснащается необходимыми учебно-методическими материалами и инвентарём. 1
Некоторые недостатки разных моделей воспитания детей-билингвов:
- Модель «Один родитель — один язык». 3 Родители говорят с ребёнком в любых ситуациях на том языке, который они выбрали изначально: мама говорит только на «языке мамы», а папа — на «языке папы». 3 Это может привести к непониманию внутри семьи. 3
- Смешивание языков. 5 Обычно случается в возрасте 3–4 лет, когда ребёнку требуется время, чтобы отличить один язык от другого. 5
- Упрощение синтаксических конструкций. 24 Ребёнку проще сказать предложение из 3–4 слов, чем развёрнуто описывать предмет или выражать просьбу. 4
- Привыкание к установленным правилам общения в семье. 4 Если что-то меняется, дети сложно переживают перемену речевых привычек. 4
Выбор модели воспитания зависит от индивидуальных обстоятельств и целей семьи. Если выбранная модель не работает, можно комбинировать разные модели и консультироваться со специалистами. 3