Некоторые основные правила безопасной эксплуатации судов в России:
- Судно должно быть классифицировано и зарегистрировано в органах ГИМС. 3 Там ему устанавливают категорию сложности района плавания и разряд судна в соответствии с его мореходными характеристиками. 3
- Судно должно быть технически исправным. 3 Его нужно укомплектовать аварийно-спасательным имуществом, освидетельствовать специалистом ГИМС и допустить к плаванию. 3
- Перед началом навигационного периода судоводитель должен провести расконсервацию и техническое обслуживание энергетической установки судна, механизмов корпуса и устройств. 3
- Перед выходом в плавание судоводитель должен провести внешний осмотр корпуса и убедиться в отсутствии его водотечности, проверить работоспособность и исправность механизмов и устройств судна, электрооборудования, ходовых огней, средств связи и навигации. 3
- Если двигатель судна работает на лёгком топливе (бензин, газ), особо необходимо соблюдать меры пожарной безопасности. 3 Пользоваться открытым огнём и курить нужно в строго отведённом месте, максимально удалённом от двигателей и ёмкостей с топливом. 3
- Перед выходом в плавание судоводитель должен ознакомиться с суточным и долгосрочным прогнозом погоды, рассчитать маршрут таким образом, чтобы не допустить попадания судна в тяжёлые штормовые условия, предусмотреть места укрытия на маршруте движения. 3
Также в России действуют Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта, утверждённые приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.12.2020 №886н. 24