При строительстве Парфенона древнегреческие архитекторы использовали различные оптические приёмы, чтобы создать впечатление идеальных пропорций и гармонии. 2 Некоторые из них:
- Искривление прямых (курватура). 1 Ступени Парфенона были слегка изогнуты, а само здание стояло на выпуклой каменной платформе, что сглаживало иллюзию «проседания» пола. 1
- Наклон колонн внутрь. 12 Чтобы колонны визуально не расходились, их при установке на основание (стилобат) слегка наклоняли внутрь. 1
- Утолщение колонн (энтазис). 12 Колонны немного утолщали на уровне трети высоты, чтобы они не казались вогнутыми. 1
- Неравномерное расстояние между колоннами. 2 Угловые интервалы были меньше центральных, что создавало иллюзию равномерности при взгляде на храм. 2
- Отклонение элементов верхней части постройки от вертикального положения. 1 Например, фронтон устанавливали под углом, наклоняя немного вперёд. 1
- Использование разной толщины колонн. 1 Создатели Парфенона учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма. 1 Поэтому они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. 1