Некоторые виды наблюдений за природой, которые способствуют развитию экологического мышления у детей младшего возраста:
- Наблюдение за живыми объектами. 1 Например, за рыбкой в аквариуме: дети узнают, что рыбы живут в воде, у них есть туловище, голова, хвостик и плавники, на голове — глаза и рот. 1
- Наблюдение за комнатными растениями. 1 Важно обратить внимание детей на красоту листьев и распустившихся цветов, показать, как правильно поливать растения. 1
- Наблюдение за птицами. 1 Дети учатся различать некоторые формы их поведения: садятся на деревья, клюют, издают звуки. 1
- Наблюдение за сезонными изменениями. 23 Например, весной — за распусканием почек на деревьях и цветением растений, осенью — за листопадом и плодоношением, зимой — за состоянием покоя кустарников и деревьев. 2
- Наблюдение за природными явлениями. 2 Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие явления. 2
- Наблюдение за деревьями и кустарниками. 2 Дети учатся распознавать распространённые деревья и кустарники, различать хвойные и лиственные деревья. 2
Также развитию экологического мышления у детей младшего возраста способствует чтение вслух книг о природе и жизни животных и художественно-творческая деятельность, например лепка из глины, конструирование с применением природных материалов. 2