Некоторые методы трассирования для прокладки железных дорог в сложных условиях:
- Обход склоновых процессов. 1 В горных районах, где распространены осыпи, обвалы, оползни, сели, снежные лавины, трассу стараются располагать на более пологих склонах (крутизной до 10–12°). 1
- Обход участков, где возможны обвалы скальных массивов. 1 В таких случаях строят тоннели в устойчивых скальных породах. 1
- Защита от селей. 1 Для этого возводят селезадерживающие плотины, селепропускные каналы, селенаправляющие и ограждающие дамбы и шпоры и другие сооружения. 1
- Защита от снежных лавин. 1 Для этого строят снегоудерживающие системы (стены, заборы, мосты, террасирование склонов) и снеговыдувающие панели (дюзы и кольктафели). 1
- Проектирование в условиях вечной мерзлоты. 2 Трассу располагают так, чтобы был возможен естественный сток воды по подошве насыпи без устройства водоотводных канав. 2
- Использование систем автоматизированного проектирования (САПР). 3 Такие программы позволяют сократить рутинные и долговременные операции при укладке трассы: вписывание кривых, построение продольного и поперечного профилей, расчёт объёмов земляных работ и другие. 3
Также для трассирования в сложных условиях используют методы, основанные на принципах направленного поиска, например, и метод локальных вершин для проектирования оптимального продольного профиля трассы новой железнодорожной линии. 34