Для обучения юных экологов полевым исследованиям применяют различные методы, среди них:
- Экскурсии в природу. 3 Время, место и формы экскурсий определяет руководитель учебного коллектива. 3 Они носят кратковременный характер (2–4 часа) и в основном планируются для учащихся начального уровня обучения. 3
- Однодневные походы. 3 В рамках полевой работы проводятся систематические замеры (температура, влажность, прирост древесных и кустарниковых растений и т. д.), сборы материала (осенние листья, семена и т. д.) и анализ данных. 3
- Полевое исследование. 3 Окружающая среда исследуется с помощью более широких источников информации (работа в библиотеке, научной лаборатории и т. д.) на протяжении от нескольких недель до нескольких лет (мониторинговые исследования). 3
- Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. 4 Такой метод проблемного обучения способствует воспитанию у школьников инициативы, активного добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем края. 4
- Метод проектов. 4 Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. 4
- Диалоговые формы. 4
- Деятельностно-игровое моделирование. 4
- Индивидуальные и групповые творческие работы. 4
Также для обучения могут использоваться такие методы, как мозговой штурм, ролевые игры, морфологический анализ, научная беседа, диспут, дискуссия и другие. 2