Нет однозначного мнения о том, какие методы моделирования ситуаций наиболее эффективны в обучении безопасному поведению дошкольников. Несколько подходов:
- Ситуативно-имитационное моделирование. 34 Позволяет имитировать действия с потенциально опасными предметами домашнего обихода и моделировать угрожающие ситуации с учётом активной позиции ребёнка. 3 Для этого используют макеты домашней обстановки или специально сконструированную предметно-игровую среду. 3
- Проблемно-игровые ситуации. 3 Помогают вводить детей в мир природы, учат ответственному и бережному отношению к ней. 3 Например, дети знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом узнают об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными. 3
- Игровые упражнения и моделирование ситуаций. 4 Используют макеты группы, комнаты, транспортных средств, улицы города. 4 Такие методы способствуют воспитанию осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе. 4
- Выполнение творческих заданий продуктивного и ролевого характера. 4 Позволяет отработать навыки правильного и безопасного поведения дошкольников в конкретных ситуациях. 4 Например, дети могут разыграть сценку по сюжету знакомого произведения, сымитировать действия при пожаре в игровой комнате и т. д.. 4
- Использование мнемотаблиц. 12 Это схемы, в которых заложена определённая информация. 2 Мнемотаблицы обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, формируют умение её систематизировать и обобщать. 2
Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. 5 Главное — не усвоение ребёнком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья человека. 1