В нравственно-экологическом воспитании детей используются различные методы и приёмы, среди них:
- Наблюдение. 25 Позволяет показать детям природу в естественных условиях. 5 Наблюдения могут быть регулярными и длительными или эпизодическими, в зависимости от поставленных задач. 2
- Чтение художественной литературы. 15 Книги о природе глубоко воздействуют на чувства детей. 5 Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. 5
- Беседы. 2 Существуют разные виды бесед: установочные (цель — привлечь внимание детей, вспомнить приобретённые ранее знания), эвристические (обсуждение, строится на полученных ранее знаниях, знания расширяются и углубляются), итоговые (систематизация знаний). 2
- Игры. 12 В процессе игры закрепляются знания о явлениях природы, растениях и животных. 3 Играя, дети осваивают умение обобщать и классифицировать. 3
- Труд в природе. 1 Формирует бережное, заботливое отношение к ней (подсыпание снега к стволам деревьев, кормление птиц, уборка территории, огород на окне). 1
- Экскурсии. 13 Позволяют познакомить детей с окружающей природой в естественной обстановке. 3 Экскурсии могут проводиться в парках, лесопарках или скверах. 3
- Театрализованная деятельность. 1 Например, «Мы у речки отдыхали», «Серая шапочка и красный волк». 1
- Прослушивание музыкальных произведений. 1 Например, о временах года, звуках природы. 1
- Проектные методы. 2 Благодаря проектам дети получают возможность самостоятельно получать знания. 2 Ребёнок выступает в роли исследователя. 2