Для младших дошкольников подходят, например, такие методики наблюдения за природой:
- Использование приёма обследования. 2 Он помогает выделить сенсорные признаки объекта. 2 Например, чтобы малыши знали, какая у котёнка шёрстка, им предлагают осторожно её погладить и определить, пушистая или гладкая она. 2
- Подражание движениям и звукам. 2 Например, можно предложить детям сложить ладони и подвигать ими, как рыбка хвостиком, помяукать, как котёнок. 2
- Сравнение. 2 Можно подобрать двух животных или растения и предложить сравнить их. 2 Можно сравнивать живой объект с изображением на картинке. 2 Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. 2
- Поисковые действия. 2 Например, во время кормления щенка предложить ему разный корм: мясо, рыбу, овощи — и после наблюдения спросить детей, что щенок больше всего любит есть. 2
- Использование сюрпризных моментов. 3 При коллективных повторных наблюдениях, чтобы вызвать у детей внимание и интерес, можно использовать своеобразные сюрпризные моменты. 3
- Соединение наблюдений с игрой и изобразительной деятельностью. 2 Например, можно предложить детям посмотреть ёлочку, а потом нарисовать её. 2
Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. 2 Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. 2