Некоторые меры, которые предпринимаются для обеспечения безопасности пассажиров при железнодорожных катастрофах:
- Выбор безопасных мест в вагоне. 1 С точки зрения безопасности лучшие места в поезде — центральные вагоны, купе с аварийным выходом-окном, места, расположенные ближе к выходу из вагона, а также нижние полки. 15
- Закрепление багажа. 2 Багаж нужно уложить на верхних полках, желательно у стены против хода поезда, чтобы при резком торможении тяжёлые предметы не нанесли травму сидящим внизу пассажирам. 1
- Удаление опасных предметов. 2 Со столиков нужно убрать небезопасные бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них ложками и другие предметы. 2
- Подгибание матрацев. 2 Особенно на полках, на которых спят дети, нужно подогнуть матрацы с внешней стороны или подложить под них свёрнутое одеяло или ненужную одежду, чтобы образовался защитный валик. 2
- Выполнение инструкций проводника. 3 При обнаружении признаков внештатной ситуации (дым, запах гари, искрение, перегрев оборудования) проводник должен обесточить электрооборудование, доложить о возникшей ситуации начальнику железнодорожного транспорта либо главному электромеханику и действовать далее в соответствии с их указаниями. 3
- Эвакуация при пожаре. 13 От открытого огня нужно уходить в другие вагоны, плотно закрывая за собой двери. 3 При пожаре в движущемся поезде нужно закрыть окна, чтобы ветер не раздувал пламя, и уходить от огня. 1
- Удаление от оборванного электропровода. 13 Если токонесущий провод оборван и касается земли, вокруг него может создаться шаговое напряжение, распространяющееся в радиусе до 30 м. 1 Нужно удаляться от него прыжками или короткими шажками. 1
- Помощь пострадавшим. 1 Оказавшись снаружи, нужно включаться в спасательные работы: помогать пассажирам других купе разбить окна, вытаскивать пострадавших. 1