Для развития саморазвития обучающихся в рамках экологического образования эффективны, например, следующие формы:
- Учебно-исследовательская деятельность. 1 Она связана с формированием знаний и умений по изучению и оценке состояния природных систем, по уходу, восстановлению, охране окружающей среды и созданию проектов по её сохранению. 1
- Экологические проекты. 1 Предполагают не только изучение состояния какого-либо объекта, но и мероприятия, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды. 1
- Экскурсии. 15 На них дети наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. 5
- Игры-путешествия. 5 Способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. 5
- Этические беседы. 5 Позволяют мотивированно и обоснованно подвести учащихся к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов. 5
- Обобщающие уроки. 5 Развивают у ребят способность анализировать материал, сравнивать, рассуждать и самостоятельно делать выводы и заключения. 5
Важно, чтобы в экологическом воспитании школьников были не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. 3